В ГОДЫ ВОЙНЫ НАШИ МЕДИКИ ВЕРНУЛИ В СТРОЙ 72,3% РАНЕНЫХ И 90,6% БОЛЬНЫХ ВОИНОВ
Санинструктора, врачи, санитары, фельдшера, медсёстры, — под огнём, в лютые морозы и испепеляющую жару, в нечеловеческих условиях и на пределе человеческих возможностей, — спасали жизни бойцов.
Во время Великой Отечественной войны погибли или пропали без вести более 85 тысяч медиков, среди которых 5000 врачей, 9000 средних медицинских работников, 71000 санитарных инструкторов и санитаров. В целом в период войны смертность медицинских работников на 2 месте после гибели на полях сражений бойцов стрелковых подразделений. Средняя продолжительность жизни санинструктора на передовой в 1941 г. составляла 41 секунду!
В годы войны наши медики вернули в строй 72,3% раненых и 90,6% больных воинов. Если эти проценты представить в абсолютных цифрах, то число раненых и больных, возвращенных в строй медицинской службой за все годы войны, составит около 17 млн. человек. Как сказал маршал Советского Союза Рокоссовский К.К. — «Войну мы выиграли ранеными…»
При этом особенно следует подчеркнуть, что, начиная с 1 января 1943 г. из каждой сотни пораженных в боях 85 человек возвращались в строй из медицинских учреждений полкового, армейского и фронтового районов и только 15 чел.- из госпиталей тыла страны.
От своевременного оказания первой медицинской помощи и выноса раненого без задержки с поля боя зависели его жизнь и возвращение в строй. Высшее военное командование приравняло труд медицинского персонала на поле боя к ратному подвигу бойцов. Приказом наркома обороны И.В. Сталина от 23 августа 1941 г. за вынос с поля боя 15 раненых с их личным стрелковым оружием санитары и носильщики представлялись к медали «За боевые заслуги» или «За отвагу», за вынос 25 раненых с их оружием – к ордену Красной Звезды, 49 раненых – к ордену Красного Знамени, 80 раненых – к ордену Ленина.
Особый интерес представляет работа советских военных медиков по санитарно-эпидемиологическому обслуживанию войск, предотвращению эпидемий и массовых вспышек инфекционных заболеваний.
Чтобы предотвратить завоз инфекции из тыловых районов, на путях движения к фронту создавалась разветвлённая сеть санитарно-заградительных барьеров. На крупнейших железнодорожных узлах работали санитарно-контрольные, обсервационные и изоляционно-пропускные пункты. Проходящие по железным дорогам эшелоны систематически проверялись на 275 санитарно-контрольных пунктах. Производился осмотр вагонов и пассажиров, осуществлялась санитарная обработка. Заболевшие и лица с подозрением на инфекцию изолировались. Только за 1943 год было осмотрено более 120 тыс. поездов и 20 млн пассажиров.
В войсках действующей армии прибывавшее пополнение помещалось на обязательный 15-дневный карантин. Одним из важнейших мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний считалась вакцинация по эпидемиологическим показаниям. Так, только за 1942–1944 гг. против сыпного тифа было привито 18 млн. человек. Для предупреждения этого опаснейшего заболевания, являвшегося главной угрозой для войск и населения, особенно на ранее оккупированных территориях, применялась разработанная в 1942 г. профессором М.К. Кронтовской сыпнотифозная вакцина. Медицинская служба Красной армии успешно применяла разработанную в 1941 г. поливакцину, создающую иммунитет против семи инфекций.
Лиц, срывавших противоэпидемическое обеспечение войск, привлекали к строгой ответственности, вплоть до предания суду.
В результате гигантских усилий, несмотря на исключительно тяжёлую эпидемическую обстановку в войну, возникновения больших эпидемий и массовых вспышек инфекционных заболеваний удалось избежать.
Очень существенная деталь: только накануне войны был освоен выпуск целого ряда новых для того времени препаратов, в первую очередь — антибактериальных сульфаниламидов. Однако их было крайне недостаточно. Антибиотиков же в начале войны в распоряжении врачей РККА просто не было.
В 1941 году СССР запросил у союзников образец лекарства. Однако ответа не последовало. Тогда советские ученые разработали собственный штамм пенициллина. Профессор З.В. Ермольева вместе со своей сотрудницей Т.М. Балезиной выделили и подвергли изучению свыше 90 штаммов плесневых грибков и пришли к заключению, что наибольшей активностью обладает Penicillium crustosum. Советский препарат был назван «пенициллин-крустозин». В 1943 году началось его промышленное производство.
Неизбывная людская признательность медикам отразилась в государственных наградах наиболее отличившимся. За годы Великой Отечественной войны более 116 тыс. человек личного состава военно-медицинской службы и 30 тыс. тружеников гражданского здравоохранения удостоились орденов и медалей. 44 медицинских работника стали Героями Советского Союза, 18 – кавалерами ордена Славы трёх степеней. За выдающиеся заслуги удостоены звания Героя Социалистического Труда такие корифеи отечественной медицины, как главный хирург Красной армии генерал-полковник медицинской службы Н.Н. Бурденко, главный хирург ВМФ генерал-лейтенант медицинской службы Ю.Ю. Джанелидзе, начальник Военно-медицинской академии генерал-полковник медицинской службы Л.А. Орбели. Высшим знаком отличия Международного комитета Красного Креста – медалью Флоренс Найтингейл – отмечены 44 медсестры.
И ещё один факт – очень характерный для того времени, когда на защиту Отечества вставали все. Не одну сотню жизней спас своими руками замечательный военный хирург архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий). С 1921 г. он сочетал священнослужение с постоянной врачебной практикой и занятиями наукой. До войны преследовался властями за веру, неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Как только разразилась война, он направил председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину телеграмму следующего содержания: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».
Его перевели на поселение в Красноярск и назначили хирургом-консультантом эвакогоспиталя № 1515. Архиепископ Лука стал консультантом госпиталей Красноярского края. Позднее, будучи переведенным в Тамбов, служил главным хирургом местной госпитальной базы, которая насчитывала без малого 250 госпиталей. Иерей, которому шёл 67-й год, провёл тысячи успешных операций, спас огромное число красноармейцев. За монографию «Очерки гнойной хирургии» святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был удостоен Сталинской премии I степени. Это уникальный случай в истории Великой Отечественной войны и Русской Церкви.
#галереябоевойславы #любимыйальметьевск #альметьевск #военнопатриотическоевоспитаниемолодежи
#0912гбс #достойноепоколениеальмет
